22.04.2010 Предлагаем вашему вниманию выступление прокурора области на заседании Законодательного Собрания «О состоянии законности и правопорядка в Кировской области»
22.04.2010 14:42 - category: Пресс-службы: Органы власти - Source: Прокуратура Кировской области
Уважаемые депутаты, коллеги!
Состояние законности и правопорядка – тема широкая и многоаспектная. Она включает в себя практически все стороны экономической и социальной жизни общества, деятельности органов власти, управления, контроля. В одном выступлении освятить складывающееся положение во всем его многообразии невозможно. Остановлюсь на наиболее актуальных проблемах.
В связи с празднованием 65-летия Великой победы государство предпринимает беспрецедентные меры по поддержке ветеранов: выделены значительные материальные ресурсы на обеспечение этой категории граждан жильем.
К сожалению, при исполнении законодательства в этой части не обошлось без нарушений закона. Только в феврале-марте текущего года после вмешательства прокуратуры восстановлены права 36 ветеранов войны и членов их семей, которые по произвольному усмотрению местных властей были исключены из числа получателей мер социальной поддержки.
Основным условием для получения государственной поддержки является нуждаемость ветерана в улучшении жилищных условий. В тоже время, прокурорскими проверками выявлены факты, когда местные администрации принимали необоснованные решения об отказе ветерану в постановке на учет в качестве нуждающегося в получении жилья или снятии его с учета без анализа всех обстоятельств, предусмотренных законом. Имели место случаи отказа в постановке на соответствующий учет ветеранам войны, проживающим в не пригодных для проживания жилых помещениях. Нередко вопреки прямому указанию закона после смерти ветеранов с учета снимались их вдовы, имеющие такое же право на получение социальной поддержки.
В настоящее время 77 ветеранов уже реализовали свое право по обеспечение жильем, получив единовременную денежную выплату на строительство или приобретение жилого помещения в размере свыше 74,5 млн. рублей. Наша общая задача предупредить нарушения прав ветеранов, получивших указанную выплату, оградив их от любых возможных мошеннических проявлений со стороны третьих лиц. Для этого необходима работающая система контроля за целевым использованием средств данной единовременной денежной выплаты.
Вместе с тем, Законом области № 32-ЗО «О формах и порядке предоставления меры социальной поддержки по обеспечению ветеранов, инвалидов и семей, имеющих детей-инвалидов, жильем за счет средств федерального бюджета» порядок осуществления контроля за расходованием средств социальной поддержки не предусмотрен.
В связи с этим предлагаю в указанный Закон внести изменения, предусмотрев необходимость документального подтверждения факта использования денежных средств на улучшение жилищных условий получившего государственную поддержку ветерана. Такимидокументами могут являться: оформленные на ветерана договоры купли-продажи, свидетельство о регистрации права собственности, договор участия в долевом строительстве, которые бы предъявлялись в орган местного самоуправления, в котором ветеран состоит на учете в качестве нуждающегося в улучшении жилищных условий.
Кроме того, полагаю необходимым ориентировать органы местного самоуправления на выявление ветеранов, которые в соответствии с Указом Президента РФ имеют право на получение жилья от государства, но в силу разного рода обстоятельств, в том числе по состоянию здоровья, не воспользовались данным правом. В подобной ситуации могут оказаться ветераны, проживающие в деревянном жилом секторе, жилые помещения в котором зачастую являются непригодными для проживания, но таковыми не признаны из-за отсутствия обращения ветеранов в уполномоченные органы.
Ушедший год, как и предыдущий, отмечен трагическими событиями, происшедшими в ряде регионов России и повлекшими гибель людей. Достаточно вспомнить пожары в доме престарелых в республике Коми, в клубе города Перми. События высветили множественные нарушения законности, связанные с функционированием объектов пребывания и производственной деятельности людей. Выполняя поручение Президента страны Д.А. Медведева, потребовавшего их устранения, в области удалось изменить ситуацию.
Во всех районах, областном центре проведена инвентаризация социальных учреждений, составлены их реестры, определен их правовой статус, утверждены программы обеспечения безопасности. Как показали контрольные проверки, удалось добиться реального устранения выявленных ранее нарушений в 88 соцучреждениях с постоянным пребыванием лиц.
Несмотря на то, что по требованию органов прокуратуры в целях устранения нарушений к административной и дисциплинарной ответственности привлечено более 200 должностных лиц, в суд направлено 25 заявлений о признании незаконным бездействия учреждений, а также финансирующих их органов и о реальном устранении нарушений, по прежнему в 9 учреждениях имеются нарушения закона.
Не отвечают требованиям пожарной безопасности 3 государственных учреждения данной категории в Кирово-Чепецком районе, по одному государственному учреждению в Сунском, Тужинском районах, г. Кирове, по одному муниципальному учреждению в Малмыжском и Опаринском районах. При этом только на устранение нарушений в ГУСО «Кирово-Чепецкий дом-интернат для престарелых и инвалидов» необходимо более 100 млн. рублей.
Выделенных же в рамках областной целевой программы «О пожарной безопасности в Кировской области на 2010 год», денежных средств в общей сумме 54,8 млн. рублей будет явно недостаточно.
И если в Тужинском, Сунском районах и г. Кирове перспектива приведения объектов в надлежащее состояние имеется, то по объектам, расположенным в Кирово-Чепецком районе и находящимся в собственности Кировской области, такой уверенности нет.
По результатам прокурорских проверок, проведенных совместно с сотрудниками Госпожнадзора, состояния противопожарной безопасности в клубах, домах культуры и иных развлекательных учреждениях, а их только в декабре-марте проведено более полутора тысяч, возбуждены сотни дел об административных правонарушениях, 250 должностных лиц привлечены к дисциплинарной ответственности. По решению судов деятельность почти 300 объектов приостанавливалась на срок от 3 до 90 суток.
Для предупреждения чрезвычайных ситуаций нужна системная, ответственная работа всех без исключения контролирующих структур. В 2009 году нами проверены Управление Госпожнадзора, Управление Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития, Западно-Уральское межрегиональное Управление федеральной службы по экологическому, технологическому и атомному надзору и другие – более 10, и во всех выявлены однотипные нарушения, в первую очередь, связанные с некачественным и несвоевременным проведением контрольных мероприятий, освобождением виновных должностных лиц от ответственности, т.е. с применением двойных стандартов, с отсутствием надлежащего контроля за реальным устранением нарушений. По всем нарушениям приняты меры реагирования, привлечены к ответственности 37 должностных лиц территориальных подразделений органов власти РФ и 40 в органах исполнительной власти области. Анализ ситуации в 2010 году показывает, что трагедия в «Хромой лошади» не стала для многих собственников хорошим уроком.
Влияние только органов прокуратуры, контролирующих органов на решение вопросов безопасности людей без поддержки правительства области, органов местного самоуправления может оказаться недостаточным.
Считаю необходимым в первую очередь принять меры, направленные на обеспечение безопасности в местах массового пребывания граждан, находящихся в ведении Кировской области и органов местного самоуправления, исключив их функционирование в условиях угрозы жизни и здоровью граждан.
При разработке нормативных правовых актов не допускать уменьшения объемов запланированного финансирования программ, направленных на повышение пожарной безопасности, обеспечить реальное выделение денежных средств на данные цели.
Требует незамедлительного решения проблема, связанная с выдачей заключений о соответствии помещений противопожарным требованиям перед получением лицензий на право работы с алкогольной продукцией, наделение соответствующими полномочиями конкретного органа, с возложением на него и ответственности за изначальное соблюдение в развлекательных учреждениях требований пожарной безопасности.
Особая зона ответственности – несовершеннолетние. В области не мало государственных органов, которые отвечают за различные направления детской жизни. Однако, как показывает практика, на деле эффективность их работы зачастую недопустимо низка. В 2009-2010 годах прокурорами выявлено более 6,5 тысяч нарушений законодательства о правах и интересах несовершеннолетних, привлечены к дисциплинарной и административной ответственности либо предостережены о недопустимости нарушений законов почти 2,5 тысячи должностных лиц, в суды в защиту подростков направлены сотни исков. Например, при проверке в текущем году законодательства о защите жилищных прав детей-сирот, детей, оставшихся без попечения родителей, прокуроры столкнулись с повсеместно допускаемыми нарушениями как на уровне принятия муниципалитетами незаконных правовых актов в отношении этой категории лиц, так и при исполнении законов о предоставлении им жилья. В ходе проверки нарушенные права десятков сирот были восстановлены, должностные лица привлечены к ответственности. Направленное губернатору области представление рассмотрено и есть уверенность, что эта проблема будет решаться.
Сегодня мы могли бы говорить о неком результате в противодействии преступности среди несовершеннолетних. В течение 4 лет она сокращается: в истекшем году на 18,5%, в текущем – на 30,4%, снижается и число участников преступной деятельности. Но если быть предельно объективными, в этом же периоде неуклонно сокращалось количество подростков в возрасте 14-17 лет, проживающих на территории области (-38%) и это не может не отражаться на динамике преступности несовершеннолетних. По данным той же статистики в области 6,5 тысяч детей находятся в социально-опасном положении, воспитываются в неблагополучных семьях, еще столько же – социальные сироты. Криминальная активность подростков, а зачастую и то, что они сами становятся жертвами преступлений, – результат их безнадзорности, беззащитности перед бедностью, пьянством и побоями со стороны родителей, бездушным отношением к их судьбе. В прошлом году покончили жизнь самоубийством 19 подростков, 8 детей стали жертвами убийц и шести причинен тяжкий вред здоровью, 69 – подверглись сексуальному насилию, а всего более 1700 несовершеннолетних пострадало от преступных действий.
Анализ законодательной базы свидетельствует о том, что принятые в конце прошлого года в области законы, в частности, Закон «О мерах по обеспечению безопасности пребывания детей в общественных и иных местах на территории Кировской области», ужесточение административной ответственности за его неисполнение, сыграли свою положительную роль. При общем сокращении количества преступлений и правонарушений среди несовершеннолетних, введение «комендантского часа» позволило на треть уменьшить число преступлений, совершенных ими на дискотеках и в других общественных местах. В 2 раза реже дети становились жертвами преступных посягательств в вечернее и ночное время. А это уже серьезный результат.
В предупреждении подростковой безнадзорности большое значение имеет деятельность комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав, поскольку именно они являются координаторами, призванными объединить усилия всех структур системы профилактики. Закон области о деятельности КДН и ЗП, действующий с 2005 года, отстает от реалий сегодняшнего дня. Сейчас идет доработка проекта нового Закона «Об организации деятельности комиссий по делам несовершеннолетних и защите их прав на территории Кировской области», с принятием которого работа, надеюсь, будет поднята на новый уровень: от укомплектования этих органов профессионалами до реализации предоставленных дополнительных полномочий.
Думаю, есть необходимость во втором полугодии 2010 года обсудить проблемы несовершеннолетних с участием депутатов, правительства области, органов местного самоуправления, правоохранительных органов, всех структур системы профилактики, общественности, средств массовой информации на областном совещании и выработать единые подходы и пути их решения, что называется «сверить часы» и действовать.
Вопросы законности в сфере экономики в условиях сохраняющихся кризисных явлений – безусловный приоритет надзорной деятельности. Остановлюсь на двух позициях.
Зарплата. Обстановка в области с выплатой заработной платы остаётся крайне сложной. Копившаяся годами задолженность на находящихся в простое крупных, градообразующих предприятиях «Молот», «Восток», «Лузский ЛПК», а также предприятиях, где смена собственника, последующее неэффективное управление привели к банкротству, и некоторых других составляет 332 млн. рублей – это один из самых высоких показателей не только в ПФО, но и в России.
Прокуратурой используются все предоставленные законом полномочия по решению этой проблемы: по результатам проверок в 2009-2010 годах более тысячи должностных лиц привлечены к административной ответственности, из них 54 – за грубые нарушения законодательства в части оплаты труда дисквалифицированы, освобождены от занимаемых должностей, в суды направлено свыше 21 тысячи заявлений о взыскании задолженности по зарплате. В отношении недобросовестных работодателей возбуждено 46 уголовных дел по ст.145-1 УК РФ, 16 из них направлено в суд, по ряду дел уже вынесены обвинительные приговоры.
Актуальность проблем, связанных с выплатой заработной платы, прогнозируемость их нарастания требует от всех органов, призванных её решать и, прежде всего, органов власти и местного самоуправления дальнейших чётких, скоординированных действий. Необходимо понимать, что 332 млн. рублей, это долги по зарплате 23 организаций, которые отчитываются в статистику, наша аналитика показывает наличие еще 118 предприятий с долгами свыше 100 млн. рублей, которые не проходят по официальной статистике.
На территории области имеются муниципальные и государственные предприятия с задолженностью по оплате труда. Считаю, что органам власти как Кировской области, так и муниципальной необходимо взять работу руководителей данных предприятий под особый контроль, оценив эффективность подобного руководства, которое приводит к нарушению конституционных прав граждан в угоду коммерческим интересам.
Требует активизации деятельность региональной комиссии по вопросам ликвидации задолженности по заработной плате, а также аналогичных комиссий при органах местного самоуправления.
Предпринимательство. Нами принимаются меры по созданию системы, позволяющей устранять негативные факторы, сдерживающие развитие предпринимательства, своевременно выявлять и устранять административные барьеры, ограничивающие свободу экономической деятельности, добиваться от органов государственного и муниципального контроля упорядочения проверочных мероприятий, осуществления правоохранительными органами мер по декриминализации предпринимательской сферы. В решении этих вопросов взаимодействуем с предпринимательским сообществом, при прокуратуре создан и действует общественный совет по защите малого и среднего бизнеса.
С мая 2009 года прокурорами реализуются полномочия, предусмотренные Федеральным Законом № 294-ФЗ, по согласованию внеплановых проверок субъектов малого и среднего предпринимательства. За этот период рассмотрено более 600 заявлений, в половине случаев в согласовании проверок отказано. Прокуратурой сформирован ежегодный сводный план проведения органами госконтроля (надзора) и муниципального контроля проверок в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей на 2010 год, в который вошли почти 11 тысяч проверочных мероприятий. Для информирования населения план размещен на сайте прокуратуры области.
Всего в прошлом и текущем годах выявлено свыше тысячи двухсот нарушений законодательства в сфере предпринимательской деятельности, для их устранения приняты соответствующие меры.
По нашему мнению для более успешного развития малого и среднего бизнеса требуется урегулирование вопросов исполнения в области Федерального Закона № 159-08, касающегося выкупа арендованного государственного и муниципального имущества. Кроме того, необходимо на уровне субъекта определить органы исполнительной власти, уполномоченные на осуществление регионального государственного контроля, их организационную структуру, полномочия и порядок деятельности, а этим органам принять Регламенты проведения проверок и взаимодействия. На законодательном уровне следует дополнить ст. 55 Устава области полномочием губернатора области по определению органов исполнительной власти области, уполномоченных на осуществление регионального государственного контроля (надзора), а также установлению их организационной структуры, полномочий, функций, порядка деятельности. Наши предложения в правительство области и Законодательное Собрание направлены.
Кроме того, до прокуратуры доходят лишь единичные сигналы от субъектов предпринимательской деятельности о нарушении их прав. В большинстве случаев они не обращаются в органы прокуратуры, опасаясь последствий своих действий, последующего административного давления со стороны органов контроля. В такой ситуации неоценимой помощью стало бы информирование представителями депутатского корпуса органов прокуратуры о нарушениях прав субъектов малого и среднего бизнеса, ставших известными в рамках работы общественных приемных, проводимых мероприятий.
Работа на данном направлении будет продолжена на основе принципа паритета соблюдения прав предпринимательского сообщества посредством снижения административного давления со стороны органов контроля при одновременном повышении уровня ответственности субъектов малого и среднего бизнеса за неисполнение требований закона, нарушение прав граждан.
Руководством страны улучшение экологической ситуации обозначено как одна из основных задач обеспечения национальной безопасности. Анализ состояния законности в этой сфере свидетельствует о серьезном неблагополучии, а государственный контроль характеризуется низкой эффективностью. О проблемах с качеством питьевой воды, содержанием скотомогильников, сбором, переработкой и утилизацией отходов свидетельствуют нарушения, выявленные при прокурорских проверках (более 3 тысяч в 2009-2010 годах). Ежегодно на территории области образуется свыше 5 млн. тонн отходов производства и потребления. Если в 2008 году муниципалитеты потратили на решение вопросов утилизации отходов 16,2 млн. рублей, в 2009 – 11,6 млн. рублей, то планируемые расходы на 2010 год сокращены почти в 7 раз. Практически не используется возможность привлечения средств из внебюджетных источников.
Данная ситуация вызвана в том числе и отсутствием на региональном уровне необходимого правового механизма экономического стимулирования хозяйствующих субъектов, внедряющих технологии малоотходного или безотходного производства, вторичного использования отходов, в виде предоставления налоговых льгот. Требуется определить порядок ведения регионального кадастра отходов, утвердить методики определения размера ущерба, причиняемого различным категориям объектов окружающей среды, что позволило бы устранить возникающие при расчете ущерба проблемы правоприменительной практики, увеличить количество направляемых в суды исков в интересах муниципальных образований, Кировской области.
В экономике области лес является важнейшей составляющей. Между тем, его качественные характеристики из года в год падают. Ущерб от незаконных порубок леса только в прошлом году составил 329 млн. рублей, большие потери причиняются лесными пожарами (их в 2009 году зарегистрировано 166). Исполнение законодательства об охране, защите, использовании и воспроизводстве лесных ресурсов уполномоченными на то органами вызывает серьезные замечания.
В 1 полугодии 2010 года запланировано обсуждение на координационном совещании руководителей областных правоохранительных органов вопросов исполнения законодательства о лесопользовании, осуществлении государственного лесного контроля и надзора. Соответствующие проверки в настоящее время проводятся.
Политические решения, принятые руководством страны по вопросам борьбы с коррупцией, придали новый импульс работе по противодействию этому явлению. В прошлом году в области сделаны значительные шаги по формированию системы антикоррупционных мер. В целях обеспечения комплексного подхода к предупреждению и профилактике коррупционных проявлений и правонарушений по инициативе прокуратуры принят Закон области «О противодействии коррупции в Кировской области», областная целевая программа на 2010-2012 годы по этому вопросу. Постановлением правительства области утверждены правила проведения антикоррупционной экспертизы проектов нормативных правовых актов, принимаемых органами государственной власти. Создана межведомственная комиссия по противодействию коррупции при губернаторе области. Прокурорские проверки стали носить постоянный и системный характер. Большое значение имела антикоррупционная экспертиза нормативных правовых актов на предмет выявления факторов, создающих потенциальную возможность для коррупционных решений и действий субъектов правоприменения. Вмешательство прокуроров уже позволило исключить из нормативных правовых актов органов государственной власти и местного самоуправления более полутора тысяч таких коррупциогенных норм.
Соблюдение законодательства о государственной и муниципальной службе, использование государственного и муниципального имущества, размещение заказов для государственных и муниципальных нужд, осуществление лицензирования, регистрации, иных разрешительных процедур – вот не полный перечень вопросов, постоянно находящихся в поле зрения прокуратуры, так как именно эти сферы наиболее подвержены коррупционным рискам.
Органы прокуратуры по-прежнему фиксируют многочисленные грубые отступления от закона при формировании кадрового ресурса государственных и муниципальных органов. Проводимыми проверками устанавливаются нарушения квалификационных требований при приеме на службу, уклонение от соблюдения запретов и ограничений на участие в предпринимательской, коммерческой деятельности, неполное или недостоверное представление сведений о доходах, имуществе и обязательствах имущественного характера, неуведомление работодателей о возникновении ситуаций, в которых возможен конфликт интересов. Всего в 2009-2010 годах выявлено более 2 тысяч нарушений законодательства о государственной и муниципальной службе, свыше 300 должностных лиц привлечено по инициативе прокуроров к дисциплинарной и административной ответственности.
Следует четко понимать, что кардинальное изменение ситуации возможно только в случае последовательного совершенствования работы кадровых служб, как это предусмотрено в Национальной стратегии противодействия коррупции, утвержденной Указом Президента РФ 13 апреля текущего года.
Должен отметить, что в последнее время органами государственной власти области сделан целый ряд шагов на пути повышения прозрачности, справедливости, эффективности государственных и муниципальных закупок. Отдельный блок мероприятий областной целевой антикоррупционной программы направлен на совершенствование деятельности в этой сфере, действует комиссия по рассмотрению проектов технических заданий, развивается система торгов в форме электронных аукционов. К сожалению, разнообразные нарушения закона, связанные с осуществлением закупок без проведения процедур размещения заказов в том числе путем искусственного «дробления» договоров продолжают иметь место. Запросы котировок также не всегда отличаются прозрачностью. Государственные и муниципальные контракты по их итогам заключаются с одними и те ми же организациями, а документы, свидетельствующие об изучении рынка товаров, отсутствуют.
В текущем году количество выявленных прокурорами нарушений Федерального закона № 94 от 21.07.2005 года «О размещении заказов на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд» более, чем в 2 раза превысило аналогичные показатели прошлого периода (почти 500), причём значительная их часть касалась закупок лекарственных средств, изделий медицинского назначения и медицинского оборудования, что напрямую затрагивает интересы населения. 70 должностных лиц по инициативе прокуратуры привлечены за нарушения названного законодательства к административной и дисциплинарной ответственности, десятки незаконных нормативно-правовых актов, регулирующих осуществление государственных и муниципальных закупок, опротестованы.
Особую важность в этой связи приобретают вопросы усиления ведомственного, вневедомственного и общественного контроля за проведением закупок для государственных и муниципальных нужд. С целью повышения прозрачности этих процедур представляется необходимым и целесообразным привлекать представителей общественных организаций, объединений предпринимателей к деятельности комиссий по размещению заказов.
Мы, конечно, понимаем, основной критерий эффективности всей нашей деятельности – вступивший в законную силу приговор суда в отношении коррупционера. Пока в этих вопросах проигрываем. В прошлом и текущем году правоохранительными органами расследовалось 289 уголовных дел о преступлениях коррупционной направленности, но по фактам получения взяток возбуждаются и расследуются единицы дел. Выявление сложных коррупционных схем, установление должностных лиц органов государственной власти и управления, которые злоупотребляя своим служебным положением в корыстных целях, системно осуществляют преступную деятельность, – такие задачи перед правоохранительными органами поставлены и будут решаться.
С учетом динамично изменяющегося и расширяющегося федерального антикоррупционного законодательства назрела необходимость внесения изменений в Закон области «О противодействии коррупции в Кировской области», включив в него нормы, закрепляющие принципы обязательности антикоррупционной экспертизы всех проектов нормативных правовых актов, в том числе проектов законов области.
За последние пять лет преступность в области сократилась почти на 40%. Сразу скажу, причины ее сокращения требуют глубокого изучения, мы этим сейчас занимаемся, поскольку должны четко представлять происходящие процессы, чтобы адекватно на них влиять. В 2009 году коэффициент интенсивности преступности составил 168,7, по России и ПФО – более 211. Улучшается основной показатель качества борьбы с преступностью – раскрываемость преступлений.
Вместе с тем, нерешенных проблем остается много. В составе лиц, совершивших преступления – почти 60% не имели постоянного источника дохода, более 38% – рецидивисты, каждый пятый совершил преступление в состоянии алкогольного опьянения, то есть незанятость, рецидив и алкоголизация населения фактически определяют уровень преступности.
Следовательно, региональные программы профилактики правонарушений и преступлений в первую очередь должны быть ориентированы на эти негативные факторы. В области действует разработанная при участии прокуратуры области целевая программа «Профилактика правонарушений и борьба с преступностью в Кировской области на 2010-2014 годы», реализуется подпрограмма «Профилактика безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» областной целевой программы «Дети Кировской области на 2009-2011 годы».
Осуществление мероприятий указанных программ на 2010 год обеспечено финансированием из областного бюджета в размере 3,1 млн. рублей, в то время как, в прошлом году на их реализацию было выделено 11,1 млн. рублей, то есть объём областного бюджетного финансирования программ профилактики преступности сократился более, чем на 70%.
Не умаляя ответственности правоохранительных органов за состояние преступности и правонарушений, считаю, должна неизмеримо возрасти роль муниципальных образований в работе по её предупреждению.
Во всех 43 районах области действуют муниципальные целевые программы по профилактике правонарушений и преступлений. В 2009 году на реализацию программных мероприятий муниципальными образованиями было выделено свыше 9,7 млн. рублей, что почти на треть меньше запланированного объема финансирования (13,9 млн. руб.). В 2010 году органами местной власти вновь сокращена сумма планируемых расходов на эти цели, которая составила чуть более 6,2 млн. рублей. Наибольшее сокращение выделяемых денежных средств произошло в Верхошижемском, Зуевском, Котельничском, Оричевском, Слободском, Фалёнском районах, г.Кирове.
Профилактическую работу многих органов местного самоуправления характеризует сегодня отсутствие единых подходов, включающих в себя вовлечение всего интеллектуального, кадрового, а также материального потенциала, что можно объяснить отсутствием единых правовых критериев формирования, финансирования и исполнения целевых программ. В принятом в 2007 году Законе «О профилактике правонарушений в Кировской области» должного внимания этим вопросам не уделено. Понятие финансирования деятельности по профилактике правонарушений в указанном нормативном акте подменено финансированием субъектов профилактики, которое, как указано в статье 27, осуществляется в соответствии с законодательством. Достаточно широко используется термин “индивидуально-профилактическая работа”, однако его содержание и конкретные формы такой профилактики закон не раскрывает.
На наш взгляд есть необходимость вернуться к редакции данного Закона.
Правотворческая работа, тема наиболее близкая, больше всего имеющая наших с вами точек соприкосновения. Конструктивное взаимодействие с Законодательным Собранием, правительством области, предварительное изучение проектов подготовленных правовых актов позволили укрепить законность в этой сфере. Более 40 замечаний прокуратуры, в том числе на проекты областных законов, с предложениями об устранении их несоответствия Конституции РФ, федеральному и областному законодательству, а также устранение возможных правовых проблем их реализации, были учтены еще на начальной стадии нормотворческого процесса.
Осуществляя взаимодействие с Законодательным Собранием, прокуратура области, с целью приведения регионального законодательства в соответствие с федеральным не только опротестовывает законы области, но и использует предоставленное Уставом области право законодательной инициативы. Так, были приняты 3 закона области.
Хотелось бы большего взаимопонимания при рассмотрении протестов прокуратуры области. В 2008-2009 годах две трети требований прокурора были отклонены Законодательным Собранием необоснованно, что в дальнейшем подтверждено судебными решениями.
Сохраняется много проблем при осуществлении муниципального правотворчества. В 2009-2010 годах прокурорами оспорено более двух с половиной тысяч правовых актов. Из них 70 оспаривались в судебном порядке, в том числе после необоснованного отклонения протестов. Прокурорами направлено более тысячи замечаний на проекты нормативных правовых актов, что позволило предотвратить принятие такого же числа незаконных правовых актов.
Наших протестов было бы на порядок меньше, если бы органы местного самоуправления более активно проявляли инициативу по внесению в акты изменений и дополнений в связи с происшедшими изменениями в федеральном и региональном законодательстве. Для этого нужен постоянный мониторинг нормативно-правовой базы. Также, по нашему мнению следует дать оценку необходимости принятия такого большого количества нормативных правовых актов на местах.
Многие из присутствующих в зале активно сотрудничают с муниципалитетами и мы рассчитываем на вашу помощь.
Завершая выступление, я хотел бы поблагодарить вас за совместную работу, выразить надежду на дальнейшее плодотворное сотрудничество, пожелать успехов.
Спасибо за внимание. Готов ответить на ваши вопросы.
www.sitename.com